Ленты новостейГлава 5. Каменные комнаты

5.7. Итоги

 

Комнаты, изображенные на фото 8-12, обладают очень разными характеристиками звучания, которые обусловлены их физическими размерами, формой и характером отделки их поверхностей. И все эти различия существуют, несмотря на то что все комнаты построены в основном из одних и тех же материалов (за исключением поверхности пола). В приведенных примерах материал, из которого выполнен настил пола, оказывал относительно незначительное влияние на общую акустику помещений, хотя, впрочем, пол из камня придал бы им чуть-чуть больше яркости.

5.6. К вопросу о низких частотах

 

Рассматривая большую комнату студии В1аск\ут§ (см. фото 8), мы говорили, что все 24 м2 ее потолка использовались в качестве поглотителя низких частот. Вместе с тем даже при таком уровне поглощения время реверберации на низких частотах было все-таки намного больше, чем у других упомянутых нами комнат. Если бы не было такого поглотителя, комната студии В1аск\У1П§ создавала бы нагромождение низкочастотной энергии, которая бы «размазывала» все записи, делая их малоразборчивыми. А вот в комнате Ке^езШсПо (см. фото 11) такое поглощение не требуется. Ведь в комнате столь малых размеров просто не может быть такого нагромождения низких частот, потому что длина пути мод комнаты слишком мала для того, чтобы поддерживать резонансы волн большой длины. Подробнее об этом мы поговорим в следующем разделе.

5.5.2. Яркие комнаты

 

А теперь перейдем к более подробному рассмотрению комнаты в студии Ке^езШсНо (см. фото 11). Эта комната имеет общую площадь поверхностей примерно 60 м2, из которых около 4 м2 приходится на непараллельно расположенные стеклянные поверхности. Кроме того, 2 м2 приходится на плоскую дверь из деревянных панелей и где-то по 8 - 10 м2 - на деревянный пол и на наклонный чрезвычайно неровно оштукатуренный потолок. Остальное - это поверхности стен, которые составляют большую часть поверхности комнаты. Они выполнены из небольших гранитных блоков, каждый из которых в среднем имеет площадь лицевой стороны от 80 до 100 см2. Цементные швы глубоко прорезаны в виде щелей, образующих рельеф из множества канавок произвольной формы. Но в отличие от комнат, показанных на фото 7-10, отношение площади поверхностей гранита к площади поверхностей выемок намного меньше - фактически всего где-то 20% от того, что мы имеем в других упомянутых нами комнатах.

5.5.1. Псевпореверберация

 

Когда я говорю о реверберации в такого рода комнатах, речь идет не о реверберации в истинном акустическом смысле этого слова. Термин «реверберация» относится к совершенно диффузному звуковому полю, интенсивность и характер которого не меняются на всем протяжении комнаты. В небольших помещениях этого быть не может, поскольку модальные резонансы и дискретные отражения всегда создают ситуацию, при которой в одной и той же комнате существуют зоны с разными акустическими свойствами. В таких комнатах даже абсолютное затухание энергии всех отражений и резонансов является позиционно зависимым. Вместе с тем, если говорить о широте употребляемости, то термин «реверберация» наиболее прижился именно в том виде, как его понимает большинство инженеров звукозаписи и как им пользуюсь на страницах этой книги и я.

5.5. Реверберационные комнаты и яркие комнаты - отражение и рассеивание

 

В разговоре со специалистами звукозаписи об акустике студий мне часто доводилось замечать, как многие путают термины «яркость» (Ъп^ЬШезз) и «реверберация» (геуегЪеШюп) из-за слишком вольного толкования еще одного термина - «живые комнаты». Надобно сказать, что каменные комнаты можно построить как по спецификациям звонких, так и по спецификациям реверберационных комнат, и весь фокус в том, что комнаты, которые выглядят почти одинаково, могут звучать совершенно по-разному. На фотографиях 9-12 показаны комнаты с очень разными акустическими характеристиками. Все четыре комнаты построены из иберийского гранита, и описание различных строительных приемов, использовавшихся в каждом отдельном случае, позволит глубже понять специфику работы соответствующих технологий на практике.

5.4. Правило двадцати процентов

 

История с потолком на студии В1аскшп§ в Лондоне хорошо иллюстрирует проблему, имеющую повсеместную важность: процентное соотношение разных поверхностей в комнате, которые необходимы для создания более или менее заметного эффекта. Ввиду того, что в комнате был потолок с набивкой из минеральной ваты, в ней вообще сложно было добиться реверберации, поскольку вся энергия наклонных мод, которые последовательно проходят через все поверхности комнаты, поглощалась при их соприкосновении с потолком и, следовательно, не могла порождать резонансы. А большинство реверберационной энергии как раз и приходится на эти неупорядоченные, но многочисленные наклонные моды. В комнате с размерами 8мх5мхЗм общая площадь поверхностей составляет примерно 160 м2. Потолок же (8 м х 5 м) имеет площадь 40 м2, т. е. примерно 25% от общей площади.

Щетка для бороды обзор масла для бороды.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика