16.1 Как они применяются в наши дни

 

Бывают случаи, когда рупорным громкоговорителям, как профессионально применяемому средству для форсирования звука, когда требуются большие уровни звукового давления, альтернативы просто нет, так как общее эмпирическое правило, применимое практически к любым системам громкоговорителей, гласит: для высококачественного воспроизведения музыки источник звука должен быть как можно меньшим по отношению к длине волны. Более высокая чувствительность систем громкоговорителей с рупорами даёт возможность применять физически небольшие системы и может способствовать тому, чтобы избежать ужасной путаницы во временных характеристиках, которые бы имели место при использовании менее чувствительных прямых излучателей звука с большой площадью излучения. В таких обстоятельствах хорошим подспорьем является и контролируемая направленность рупорных громкоговорителей, поскольку она позволяет концентрировать звук там, где он необходим, затрачивая при этом меньше мощности и избегая образования помех, возникающих вследствие отражений. К сожалению, эти преимущества часто достигаются за счёт чистоты звука. Такая потеря – это необходимая дань, которую приходится платить там, где потребности форсирования звука важнее. Этого, казалось бы, требуют законы акустики, но и здесь приходящее с опытом мастерство инженеров-новаторов позволяет обратить недостаток в преимущество. Эти люди занимаются звукопроизводством, и они могут, как скульпторы, «ваять» и «отливать» звуки в соответствии со своим вкусом. Они не связаны необходимостью воспроизводить звуки, «привязываясь» к натуре.

С другой стороны, в кинотеатрах и студиях звукозаписи, когда требуется относительно высокий уровень как количества, так и качества звука (хотя и не требуются настолько высокие уровни звукового давления, когда речь идет о форсировании звука), поиск возможностей добиться высокой точности передачи звука может быть сопряжён со значительными усилиями. Возможно, краткое описание этой ситуации будет интересным и полезным для тех «hi-fi»-инженеров, которые всё ещё не определились со своей позицией в споре о рупорных громкоговорителях. В действительности же во всех случаях применяются одни и те же правила. Отличаются лишь точки, в которых, в соответствии с требованиями конкретных ситуаций, отыскивается компромисс. Факты, изложенные здесь, относятся в равной степени как студийному мониторингу, так и к сфере hi-fi звука, да и вообще ко всем другим областям работы со звуком.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика